Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Незавершенный гештальт | Глоссарий

Рубрика: Психология жизни

Незавершенный гештальт

Что такое гештальт или почему официант сразу забывает выполненный заказ

«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в абсолютно неправильном значении. В очередном выпуске рубрики — в чем секрет картин Ренуара и почему мы понимаем слово, даже если в нем поменять местами почти все буквы.

«Тебе просто надо закрыть гештальт», — этот совет мы все чаще слышим от доброжелателей и «экспертов» всех мастей. Но чтобы понять, что такое гештальт и правильно использовать это понятие, нужно на какое-то время отвлечься от психотерапии и обратиться к психологии восприятия.

В буквальном переводе с немецкого Gestalt означает «форма, вид, фигура», а производное от него слово Gestaltung — «оформление». Другие более или менее подходящие по смыслу русские аналоги — «целостность», «структура» и «модель». Официальной датой рождения термина считается 1890 год, когда философ Кристиан фон Эренфельс опубликовал свой ключевой труд Über Gestaltqualitäten («О качествах формы»). Этот ученый поддерживал точку зрения Иммануила Канта — о том, что мы не можем воспринимать физический мир непосредственно. Человек всегда взаимодействует с информацией, полученной от органов чувств — дорабатывая ее в своем сознании. Таким образом, любое целое для нас больше суммы его частей, потому что мы вкладываем в него и свое восприятие.

Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть ее».

Эта идея продолжала развиваться в течение 1910-х—1930-х годов, когда психологи начали активно изучать восприятие произведений искусства. Ученые выяснили, что когда мы смотрим на картину или статую, главную роль играет некое целостное восприятие объекта, несводимое к свойствам суммы составляющих ее элементов. Образно говоря, когда мы смотрим на картину Ренуара или другого импрессиониста, мы не замечаем и не оцениваем каждый мазок, а видим единое целое и именно это общее сочетание цветов и форм нас впечатляет. Такое целостное восприятие и стали называть «гештальтом».

Параллельно гештальт-подход к восприятию вырос в самостоятельное направление психологии — благодаря Максу Вертхаймеру, ученику фон Эренфельса. В 1912 году он опубликовал работу «Экспериментальные исследования восприятия движения». Ученый описал, как две вспышки света, сверкнувшие в двух разных местах в разное время, могут восприниматься как один источник света, переместившийся с одного на другое место— если правильно подобрать расстояние и временной интервал (оптический обман работал при интервале около 60 миллисекунд).

Таким образом, наблюдатель воспринимал не два отдельных элемента, а единое целое. Это подтверждало идею о том, что цельная модель отличается от простой суммы частей. Похожие эксперименты проводились и с музыкой — Эрнст Мах в своей работе «Анализ ощущений» доказал, что изменение тональности и темпа мелодии не мешает идентифицировать мотив. Похожий эксперимент — но только с текстом — сейчас широко тиражируется в соцсетях: благодаря способности мыслить гештальтами вы можете понять предложение, даже если в каждом слове поменять порядок букв и оставить на месте только начальные и конечные.

Нпармиер, вы лгкео мжотее почрстеь эту фазру.

Исследования гештальта продолжил датский психолог Эдгар Рубин. Он делил любое воспринимаемое человеком изображение на Фигуру (объект) и Фон. Фигура — это то, на чем сосредоточено наше внимание, а фон — все остальное. Чтобы показать, что фигура и фон являются взаимоисключающими, Рубин создал знаменитый рисунок, который можно «прочитать» либо как изображение вазы, либо как изображение двух лиц — смотря на чем сконцентрироваться. Когда объектом выступают лица, ваза становится фоном, но когда фигурой становится ваза, лица сразу и полностью отступают на задний план.

Из психологии термин перекочевал в психотерапию и прочно там обосновался, породив новое направление— гештальт-терапию. Ведь понятие фона и фигуры сохраняется и в повседневности — если представить, что реальность, в которой мы существуем – это фон, а различные объекты или процессы – это фигуры. Когда у нас появляются те или иные потребности, мы можем «выдергивать» фигуры из фона и сознательно с ними взаимодействовать, а по завершении взаимодействия, фигура снова сливается с фоном. Например, мы проголодались и ищем еду, а дожевав и проглотив гамбургер, забываем об этой потребности и отвлекаемся на что-то другое. По сути, «фигурой», гештальтом, может быть любой процесс — увлечение кем-либо, ссора или начатое дело.

Незавершенные процессы мы запоминаем лучше — это явление называется «эффектом Зейгарник» по имени советского психолога Блюмы Зейгарник. Будучи еще студенткой, она подметила, что официанты в кафе прекрасно помнят все невыполненные заказы и моментально забывают выполненные. Позже Зейгарник провела ряд экспериментов, подтвердивших, что невыполненные задачи создают определенное напряжение в человеческой памяти.

Это напряжение помогает нам не забыть о своих потребностях, но для того, чтобы человек был психологически здоров, гештальты надо своевременно доводить до логического завершения. Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть» ее. И человек начинает повторять прежние схемы в изменившихся условиях — например, провоцирует в новых отношениях конфликты, нерешенные с прежним партнером.

Понятие просочилось и в поп-культуру: в мультсериале «Трансформеры». Гештальтом зовут сложносочиненного робота, состоящего из нескольких роботов меньшего размера. Название было придумано поклонниками сериала, но потом стало официальным — возможно, потому что робот действительно оказался наглядной иллюстрацией сложного термина.

Как говорить

Неправильно: «Эта неожиданная научная теория разрушает гештальты». Правильно — «разрушает шаблоны».

Правильно: «Варя в детстве хотела быть врачом, но не получилось. Незавершенный гештальт заставил ее отправить сына на медицинский факультет»

Правильно: «Этот художник играет с оптическими иллюзиями и гештальта 

Дарья Варламова
«Теории и практики»

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Осторожно, анорексия. Мама, я  - толстая
    Осторожно, анорексия. Мама, я - толстая Психологические статьи Психотерапия

    Вернемся к худеющим девочкам-подросткам. Родителям важно вовремя обратить внимание на то, что дочь излишне много говорит о диетах, изводит себя физическими упражнениями, искренне считает себя толстой, хотя объективно это не наблюдается. Нервная анорексия — тяжелое заболевание, лечение длительное и сложное. Вот примерные симптомы анорексии:

    Подробнее

  • Современные девочки часто выглядят как мальчишки – почему это происходит
    Современные девочки часто выглядят как мальчишки – почему это происходит Психологические статьи Детская психология Случаи из практики

    Глядя на компании современных тинейджеров, понимаешь - определить, кто какого пола по одежде сегодня очень сложно. Все выглядят одинаково, будучи облаченными в модные, но часто бесформенные наряды. Среди вещей, которые сегодня чаще выбирают и мальчишки, и девчонки, можно выделить следующие: - джинсы или брюки «трубы». Широкие, не ограничивающие свободу движений и имеющие карманы, куда можно спрятать «нужности» - смартфон, банковскую карту, ключи, проездной и пр.; - толстовка. Кофта, являющаяся олицетворением актуального стиля casual, которая предполагает многослойность. Она мягкая и комфортная, под нее можно надеть футболку, майку, лонгслив, а потому такая вещь актуальна круглый год. Как и ее «ближайшая родня» - худи (та же толстовка, но только без молнии спереди). Тепло, функционально и… бесполо; - «вансы» (Vans), «найки» (Nike) и другая околоспортивная обувь. Здесь о различиях по признаку пола можно вообще забыть – речь чаще идет просто о размере (у девочек он обычно меньше). Теперь представьте себе человека, одетого в такие «модные вещи» - очевидно, окружающим часто непонятно, девочка перед ними или парень.

    Подробнее

  • Возрастные этапы формирования личности по Эриксону
    Возрастные этапы формирования личности по Эриксону Психологические статьи Популярная психология Популярная психология

    Мы ищем себя, задаем себе важные вопросы, определяемся с жизненным направлением. В каком возрасте формируется представление о собственной уникальности? Как и когда закладываются основы мировоззрения, и картина мира становится осознанной и яркой. Когда наступает период, где человек начинает понимать ценность жизненных достижений, необходимость прилагать усилия для того, чтобы получить желаемое, в том числе и уважение окружающих.

    Подробнее

  • От созависимых отношений к партнерским
    От созависимых отношений к партнерским Психологические статьи Психология отношений Зависимости и их лечение

    Созависимость — одна из самых распространенных психологических проблем, мешающих полноценной жизни людей. Под зависимостью понимается неспособность человека ощущать себя самодостаточным или чувствовать себя спокойно без уверенности, что кто-то другой заботится о нем. Такие люди очень плохо переносят одиночество, жалуются на внутреннее чувство пустоты и постоянно поглощены поисками любви у всех, у кого только возможно. Основу зависимости составляет ложное убеждение, что источник любви находится в другом партнере. Когда два психологически зависимых человека устанавливают взаимоотношения друг с другом, они чувствуют, что не в состоянии полностью реализовать свои возможности без помощи другого.

    Подробнее

  • Психология сексуальной привлекательности
    Психология сексуальной привлекательности Психологические статьи Психология отношений

    Установлено, что мужчины более солидарны друг с другом в вопросе о том, какая женщина привлекательна, а какая — нет. Среди женщин такого единодушия не обнаружили. А также опровергнут миф о том, что мужчины менее избирательны.

    Подробнее

  • Семейное консультирование. Встреча через 47 лет
    Семейное консультирование. Встреча через 47 лет Психологические статьи Психология семьи Семейная психология

    Семейное консультирование. Семейные пары обращаются к психологу, когда старые и привычные способы взаимодействия «не работают» и не приносят ни понимания.ни радости, а про новые они ничего не знают. Если посмотреть на жизнь семьи, самое первое, за что можно спрятаться, чтобы не увидеть партнера — это родительские роли.

    Подробнее

  • Две женщины или Портрет в интерьере
    Две женщины или Портрет в интерьере Психологические статьи Психология семьи Семейная психология

    Конечно, не каждая женщина становится матерью, и не все матери производят на свет дочерей. Но у любой женщины есть или была мать. И у всех детей испокон веков существует тайная мечта о принимающей, безусловно любящей матери. В литературных источниках описываются различные типы матерей.

    Подробнее

  • У жены любовник. Помогите сохранить брак
    У жены любовник. Помогите сохранить брак Психологические статьи Психология отношений||Психология секса Семейная психология||Психотерапия||Сексология

    Здравствуйте. Хочу сохранить семью. У меня вот такая ситуация. У нас есть дочь, мы женаты были около 4 лет. Но в прошлом году узнал, что у жены есть любовник. Сразу же я начал стараться измениться. Занялся собой. Сначала она оправдывалась, что это просто друг, но потом сказала, что он ей предлагает жениться и она его любит. Около года не могла уйти от меня ради ребенка и давления своих родителей. Но все же подала на развод. Я в общем то понял, что все, и сразу же ее отпустил. Через несколько месяцев она переехала к ему. Они прожили 3 месяца, часто переезжали с квартиры на квартиру, ей не нравилось, что он пьет, и постоянный запах алкоголя, как сказала она мне: ''Он не для семьи''. И она через три месяца решила восстановить семью (наверное, вспомнились какие-то хорошие мои качества) и ради дочери, мы решили начать с чистого листа. Но прошло 2 недели и она опять начала общаться с ним. Говорит, что ее ко мне не влечент в сексе. Она вспоминает как ей было хорошо с ним в постели, а я для ее как друг. Говорит, что не может жить без секса. И поэтому общается с ним. Но мне тоже хочется любви, ласки, заботы, положительных эмоций, чтобы и она от меня получила наслаждение в сексе. Она пока живет со мной ради дочери, так как боится сделать больно ей. Дочь привязана ко мне и не отпускает не куда. Вроде я уговорил обратиться к специалисту, и она согласна, но она мало верит, что это поможет. Я в замешательстве, жду от нее решительных действий. Подскажите стоит ли мне самому обратиться или все же дождаться когда она сама твердо решиться. К какому специалисту нам надо обратиться? Кто поможет нам разобраться в этой ситуации, что бы мы могли жить и наслаждаться друг другом в этой жизни, наслаждаться нашей семьей, нашей жизнью. А все остальное осталось бы у нас позади.

    Подробнее

  • Я не могу простить свою мать. В детстве она била меня. Как простить? Как отпустить боль?
    Я не могу простить свою мать. В детстве она била меня. Как простить? Как отпустить боль? Вопрос психологу Психология отношений||Психология и стресс Семейная психология||Психотерапия

    Здравствуйте Меня зовут Алина, мне 24 года. Я не могу простить свою мать. В детстве она била меня, в том числе и ногами, вырывала волосы, колола ножом. Мне было сказано, и не раз, что она бы лучше сделала аборт, она контролировала каждый мой шаг, не давала мне ''дышать''....
    Сейчас я живу в Минске, но воспоминания не дают мне покоя. Я периодически впадаю в депрессии, у меня частые перепады настроения, мне кажется, что я не способна любить. Иногда я «проваливаюсь» в мир своих фантазий, где я сильная, выступаю в роли « спасателя», или представляю смерть дорогих мне людей. Я боюсь саму себя, у меня последнее время часто возникают мысли о смерти, но я не могу, меня что-то держит. Я так хочу всё забыть и простить ,но не могу. Как простить ?? ?Как отпустить боль ??? У меня такое ощущение, что она всегда будет со мной. Я постоянно чувствую себя одиноко (хотя рядом мой любимы человек), в дружбу я не верю, мне кажется , что все мной пользуются. Я уже объехала пол Страны (искала своё место), пока остановилась в Минске, встретила парня, который меня безумно любит, но я не знаю, что к нему чувствую, мы живём вместе, но я не могу полюбить его.
    Иногда я чувствую себя безумно счастливой, а иногда мне хочется умереть, рядом с ним я чувствую, что меня любят, заботятся обо мне, но не могу быть счастливой долго ( не разрешаю себе)
    Мне кажется, что я с ним, потому что устала и мне не куда идти, в свою деревню, где все пьют, и нету работы, я не вернусь, поэтому живу с ним...
    Как хочется полюбить его, я сейчас этому учусь, учусь любить и стараюсь забыть о своей боли, но периодически «влетаю» в своё детство, не верю людям, мучаю себя, издеваюсь разнообразными способами.

    Подробнее

  • Структура дисциплинарных воздействий при разрешении родительско-детского конфликта
    Структура дисциплинарных воздействий при разрешении родительско-детского конфликта Психологические статьи Психология детей и подростков

    Обсуждается проблема соотношения нормативности и индивидуальности в поведении ребенка. Рассматривается возможность формирования у ребенка нормативной индивидуальности (просоциального поведения) в противовес ненормативной индивидуальности (асоциального поведения). Обосновывается медиаторная функция родителей в дисциплинировании ребенка.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси