Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Семейные проблемы в понимании студентов старших курсов университета | Научные публикации | Психологический журнал

Семейные проблемы в понимании студентов старших курсов университета

Э. А. Соколова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины.

В статье показаны семейные проблемы в понимании студентов старших курсов университета. Ведущими семейными проблемами студентов старших курсов университета являются проблемы непонимания в семье, ограничение свободы, общения с родителями. Качественное изменение понимания семейных проблем студентами в процессе перехода от одного старшего курса к другому указывает на личностный рост студентов, освобождение от зависимости от родителей, пересмотр идеалов. Сделан вывод, что студенты старших курсов университета нуждаются в помощи психолога для решения ряда возникающих у них семейных проблем.

Ключевые слова: семейные проблемы, студенты, непонимание, общение, родители, ограничение свободы.

Family problems understanding by university students in older years of study

E. A. Sokolova, M. D., Associate Professor

Family problems in understanding of students of older years in university are shown in the article. Leading family problems of the students of older years in university are misunderstanding in a family, limitation of freedom, dialogue with parents. Qualitative change of the understanding of family problems by students in the course of transition from one older year to another amplifies personal growth of students, clearing of dependence on parents, revision of ideals. A conclusion is drawn that students of older years of university need assistance of a psychologist in the decision on certain family problems arising.

Key words: family problems, students, misunderstanding, dialogue, parents, freedom restriction.

Взаимоотношения в семье наиболее значимы для человека. Они влияют на его физическое и психологическое состояние, помогают или мешают ему в самореализации. Однако, не во всех семьях взаимоотношения складываются удачно, о чем свидетельствует значительное количество разводов [1], значительное количество семейных проблем [1] [2] [3] и другое.

Несмотря на свою значимость для человека семейные проблемы остаются недостаточно изученными, и, в большинстве случаев, сложно решаемыми. Недостаточная изученность касается, в первую очередь, семейных проблем студентов старших курсов вузов. Значимость такого изучения связана с возрастом студентов старших курсов – это возраст, в котором актуальна проблема создания собственной семьи, кроме этого напряженность учебы, которая отмечается студентами первых курсов, снижается, появляются определенные знания по будущей специальности, некоторые студенты в этот период начинают трудовую деятельность. Повышающаяся в связи с этим самооценка, осознание своей самостоятельности диктуют необходимость не только освободиться от ограничительной роли семьи родителей, но и строить образ собственной семьи, и собственную семью.

Традиционно в нашей культуре студенты в период учебы в вузе или проживают в семье собственных родителей, или в общежитии. Проживая с родителями, имея собственные семьи, человек неизбежно сталкивается с семейными проблемами. Даже проживая в общежитии, студент является членом своей семьи, проблемы этой семьи для него значимы, могут вызывать переживания, и в какой-то мере он участвует в решении ее проблем. Часть студентов, возможно, будет использовать в своей собственной семье модель взаимоотношений в семье своих родителей.

Все это послужило основанием для изучения семейных проблем студентов старших курсов университета.

Для изучения проблем студентов старших курсов было предпринято обследование студентов одного из факультетов университета. В обследуемой группе был 91 студент, из них 29 обучались на третьем курсе, 30 – на четвертом, и 32 – на пятом. Из общего числа респондентов  85 составляли женщины и 6 – мужчины. На третьем курсе мужчины (2 человека) не указали на наличие семейных проблем, на пятом курсе вся обследуемая группа состояла из женщин, поэтому подгруппы по половому признаку не выделялись.

Обследование проводилось анонимно, методом поперечных срезов, с помощью методики открытых текстов. Методика была описана ([4] и другое), уже использовалась в предыдущих исследованиях, и доказала свою эффективность [3]. Методика позволяет выявить психологические проблемы в понимании респондентов [3] [4]. Методологической основой исследования является принцип конструктивного альтернативизма Д. А. Келли [5].

Полученные результаты обследования обрабатывались методом контент – анализа, а затем были сгруппированы в 8 конструктов, отражающих мнение студентов относительно своих семейных проблем. Согласно Д. А. Келли, в конструктах, которые не навязываются исследователем, отражаются особенности истолкования человеком мира [5].

Математическая обработка проводилась методом углового преобразования Фишера.

Конструкты, и их процентное содержание представлены в таблице 1.

Из представленной таблицы 1 видно, что большое количество студентов старших курсов отмечают наличие семейных проблем. Направленность на семейные проблемы указывает на их значимость для студентов.

Таблица 1 – Семейные проблемы в понимании студентов старших курсов университета

Конструкт «Наличие семейных проблем» включает как проблемы, суть которых студенты не раскрывают, так и проблемы, суть которых раскрывается студентами. Количество семейных проблем исследуемой группы остается высоким на всех старших курсах.

Отмечается достоверность возрастания семейных проблем от третьего курса к пятому на уровне тенденции (p ≤ 0,08). Возможно, тенденция возрастания семенных проблем связана с небольшим количеством новых проблем, которые появляются на четвертом и пятом курсах – проблемы собственной семьи студентов, а также небольшое количество высказываний, которые появляются на пятом курсе – о том, что студенты тяготятся материальной зависимостью от родителей.

Одна из важных семенных проблем в понимании студентов – проблема «Непонимание с родителями» отмечается на всех старших курсах. Как пишет К. Г. Юнг, «личность развивается в течение всей жизни человека» [6]. Достижение поставленной цели – поступление в университет, повысило самооценку собственных возможностей студента. Перешагнув через рубеж третьего курса, студент убеждается, что окончание университета возможно, и близко, при этом начинает формироваться уже совсем другой образ себя. Появление профессиональных знаний, взросление позитивно влияют на самооценку, повышая ее.

Видимо, изменение отношения к себе, связанное с взрослением, появлением профессиональных знаний, предстоящее окончание университета потребовало, в понимании студента, другого отношения к нему со стороны членов семьи. Такого изменения со стороны родителей не произошло, что и вызывает проблемы. Достоверность изменения количества проблем непонимания с родителями на разных курсах математически не подтверждена, что указывает на то, что проблемы непонимания с родителями сопровождают студентов на всех старших курсах университета. Наличие таких проблем диктует необходимость работы психолога с родителями студентов старших курсов университета.

«Проблемы отношений с родителями, общения в семье» отмечаются студентами всех курсов. В этот конструкт вошли проблемы, возникающих из-за неправильного, с точки зрения студента, поведения родителей. Причины проблем общения с родителями студенты видят, например, в том, что в семье не выражают открыто свои чувства, обвиняют, повышают голос, и так далее. Некоторые студенты четвертого и пятого курсов отмечают отдаленность от семьи, например, «разрозненность членов семьи», «недостаток межличностного общения», «каждый занимается своим делом, почти не встречаемся».

Критике подвергается не только отношение родителей к самому студенту и характер отношений в семье, но и поведение родителей, их взаимоотношения между собой. Складывается мнение, что:

  • студент рассматривает родителей как бы со стороны, отделяя их от себя; 
  • студент изучает модель поведения родителей, возможно, проецируя взаимоотношения в собственной будущей семье;
  • он начинает видеть в родителях личности, в том числе, и их недостатки;
  • у студента уже сложился образ нормального общения.

Конструкт «Родители пытаются ограничить действия» отмечают студенты всех курсов. Это также указывает, что родители смотрят на студента как на ребенка, и подчеркивает необходимость работы психолога с родителями студентов старших курсов университета.

В некоторых случаях студенты указывали на проблемы с определенным членом семьи – такие проблемы выделялись в отдельные конструкты. Это были конструкты: «Проблемы общения с отцом», «Проблемы общения с матерью», «Проблемы общения с бабушкой или дедушкой, в том числе, проблемы их здоровья», «Проблемы с братьями и сестрами, в том числе, зависть, ревность, разделение обязанностей».

Из представленной таблицы 1 видно, что от курса к курсу изменяется восприятие студентами каждого из членов семьи.

На третьем курсе студенты обозначают только проблемы с отцом. Проблемы с остальными членами семьи, с указанием на конкретного члена семьи, отмечаются студентами только с четвертого курса.

На третьем курсе отец предстает в качестве значимой и запрещающей фигуры. К. Г. Юнг, рассматривая бессознательную мотивацию, вызванную родительским влиянием, указывает, что для девушки определяющим является отношение к отцу [7]. К. Г. Юнг считает, что именно бессознательная мотивация определяет степень связанности с родителями [7]. В качестве проблем общения с отцом на третьем курсе, в основном, проблемы чрезмерного контроля со стороны отца, например, «Отец слишком строг», «Гиперопека отца, желание подчинить», «Расхождения с отцом, который не хочет понимать, что я уже взрослая», и так далее. На третьем курсе только один респондент указывает, что у отца плохой характер. Со стороны отца можно предполагать страх отпустить дочь в неизвестный для него мир. Осуждая запреты отца, студентки, видимо доводят до его сведения свое несогласие с его запретами. Со временем, отец понимает, что дочь хочет большей свободы, и смиряется с этим. Количество студентов, указывающих на проблемы с отцом к пятому курсу по сравнению с третьим,  уменьшается.

Изменяется и характер проблем с отцом. На четвертом и пятом курсах ни один из респондентов не указывает, в качестве проблем общения с отцом, гиперопеку отца, ограничение им свободы. Проблемы общения с отцом на четвертом и пятом курсах студентки видят, в основном, не в запретах отца, а в его поведении. Осуждению подвергается социальное поведение отца. Так, двое обозначают как проблему алкоголизм отца, остальные  указывают на наличие проблем в общении с отцом, конфликты, один из респондентов (мужчина) указывает на «почти полное отсутствие отношений с отцом». Студенты начинают видеть отца как личность, и освобождаться от психологической зависимости от этой личности. Проблемы взаимоотношений отца с дочерью перестают быть проблемами «по вертикали», дочь пытается разговаривать с отцом на равных.

Проблема взаимоотношений с отцом для дочери – студентки имеет еще один аспект. Возможно, в более раннем возрасте дочь бессознательно рассматривала отца, как прототип своего будущего брачного партнера, но в период обучения в вузе перед глазами студентки предстает большое количество молодых, среднего возраста, и пожилых мужчин. Они активны, успешны, энергичны, для них характерна вежливая и корректная форма обращения. На этом фоне образ отца, как прототип брачного партнера, бледнеет, и подвергается корректировке. Корректировка происходит именно на четвертом и пятом курсах, и об этом свидетельствует критика личности отца и его поведения, которая появляется именно на четвертом – пятом курсах.

На третьем курсе студенты не указывают на наличие проблем с матерью. Высказывания о наличии проблем общения с матерью появляются на четвертом курсе, и остаются, практически на том же уровне, на пятом курсе. Суть проблем с матерью – непонимание и ограничение свободы, некоторые проблемы с матерью не обозначены. В связывании дочери, привязывании ее к семье мать и отец действуют совместно. Вначале – мать не проявляет запрещающей активности, видимо, действуя в этой роли через отца. В дальнейшем, когда отец отходит от запрещающей роли – ее принимает на себя мать. Она также подсознательно понимает, что дочь уходит от влияния семьи. Видимо, это действует на всем протяжении семейного воспитания, не только в детском возрасте.

На ограничительную роль матери, начиная с четвертого курса, указывают и студенты – мужчины.

Критика социального поведения матери в высказываниях студентов отсутствует.

На пятом курсе появляются проблемы общения с бабушкой или дедушкой, которые включают и проблемы беспокойства за их здоровье. Возникновение проблем с бабушкой на том этапе, когда девушка пытается освободиться от влияния матери символично. К. Г. Юнг отмечает, что бабушка является фигурой, замещающей фигуру матери [8]. Он описывает, что дети играют в больницу, и укладывают в больницу бабушку. В исследовании студенты пятого курса отмечают проблемы общения с бабушкой и дедушкой, озабоченность состоянием их здоровья. Укладывание бабушки в больницу, как и озабоченность состоянием ее здоровья также символично, и может указывать на освобождение от влияния матери с последующим замещением ее фигуры фигурой бабушки. При этом критике не подвергается ни личность матери, ни личность бабушки. Идет переосмысливание своей роли. Студентка освобождается от роли ребенка, и по отношению к бабушке ведет себя как взрослая. Видимо, с возрастом уже по отношению к матери она будет вести себя как взрослая, По отношению к бабушке идет проигрывание роли взрослой.

Проблемы с дедом в литературе представлены недостаточно. Э. Джонс пишет: «направленность на личность деда, интерес, восхищение и фантазии в конечном счете всегда обусловлены аналогичной установкой по отношению к личности отца» [9]. На пятом курсе, видимо, студентки пытаются освободиться от образа отца, и при этом образ деда является замещающей фигурой образа отца. «Большая нежность и терпимость, отличающая по большей части отношения пожилых людей к детям, часто поддерживает этот процесс замены отца дедом» [9]. Э. Джонс указывает еще на одну ассоциацию – со временем у ребенка появляется желание стать родителями своих собственных родителей [9].

Проблемы с братьями и сестрами, включающие зависть, ревность, разделение обязанностей, практические отсутствующие на третьем курсе, появляются на четвертом, и сохраняются на пятом курсе. Возможно, взрослея, студенты начинают проявлять по отношению к младшим ту же ограничительную модель поведения, которую использовали родители по отношению к ним, что создает проблемы.

Выводы

  1. Семейные проблемы являются одними из наиболее важных даже для студентов старших курсов университета.
  2. Понимание семейных проблем студентами старших курсов от курса к курсу изменяется.
  3. Ведущими семейными проблемами студентов старших курсов университета являются проблемы непонимания в семье, ограничение свободы, общения с родителями;
  4. Качественное изменение понимания семейных проблем указывает на личностный рост студентов, освобождение от зависимости от родителей, пересмотр идеалов.
  5. Студенты старших курсов университета нуждаются в помощи психолога для решения ряда возникающих у них семейных проблем.

Литература

  1. Отчет национального исследования причин семейного неблагополучия в Республике Беларусь / С. Н. Бурова [и др.]. — Минск, В. И. З. А. ГРУПП, 2009, — 352 с.
  2. Эйдемиллер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. — СПб.:  Речь, 2005. — 336 с.
  3. Соколова, Э. А. Психологические проблемы в понимании медицинских работников / Э. А. Соколова, В. И. Секун. — Гомель, ГГУ им. Ф. Скорины, 2007. — 124 с.
  4. Соколова, Э. А. Методики с открытыми текстами и их использование для исследования профессиональной группы / Э. А.Соколова // Л. С. Выготский и современная культурно-историческая психология. Международная научная конференция. Гомель. Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины. 17.10. -– 18.10. 2001. Материалы конференции. Гомель.: 2001. — С. 294–295.
  5. Келли, Д. А. Психотерапия конструктивного альтернативизма: психология личностной модели / Д. А. Келли // Техники консультирования и психотерапии. Тексты / Ред и сост. У. С.Сахакиан. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, — 2000. — С. 399–417.
  6. Юнг, К. Г. О становлении личности / К. Г. Юнг // Собрание сочинений. Конфликты детской души / пер. с нем. Т. Ребеко. — М.: Канон, 2004. — С. 185–208.
  7. Юнг, К. Г. Брак как психологическое отношение / К. Г. Юнг // Собрание сочинений. Конфликты детской души / пер. с нем. Т. Ребеко. — М.: Канон, 2004. — С. 209–224.
  8. Юнг, К. Г. О конфликтах детской души / К. Г. Юнг // Собрание сочинений. Конфликты детской души / пер. с нем. Т. Ребеко. — М.: Канон, 2004. — С. 5–40.
  9. Джонс, Э. Значение деда в судьбе отдельного человека / Э. Джонс // Зарубежный психоанализ / Сост. и общ. ред. В. М. Лейбина. — СП, Питер, 2001. — С. 127–133.

Научно-практическое издание «Психологический журнал»

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Жена ушла, но хочет вернуться, а у меня другая. Не могу выбрать женщину, не знаю, что делать
    Жена ушла, но хочет вернуться, а у меня другая. Не могу выбрать женщину, не знаю, что делать Консультация психолога онлайн Психология отношений Семейная психология

    Здравствуйте. Не думал, что когда-либо обращусь к кому-то со своими проблемами, но я уже не знаю что делать. Два года назад я женился. Не по залёту, как думали многие. Там были чистые чувства. Короче я не об этом. Пол года назад начались проблемы. Она начала мне постоянно врать по любому поводу. Делала меня крайним в любой сложившейся проблеме. Ну и тому…

    Подробнее

  • Замените углеводы белком — и оздоровите ваше сердце
    Замените углеводы белком — и оздоровите ваше сердце Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Все три диеты в общем сокращают риск сердечных заболеваний, снижают кровяное давление и улучшают показатели холестерина. Но диета, содержащая белки и ненасыщенные жиры, более эффективна, чем диета, богатая углеводами. Богатая белками диета сокращает опасность сердечных болезней на 21%, а диета, богатая мононенасыщенными жирами, — на 20%. Богатая углеводами диета сокращает эти показатели на 16%.

    Подробнее

  • Социокультурная детерминация смысложизненного кризиса в развитии личности
    Социокультурная детерминация смысложизненного кризиса в развитии личности Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    В статье анализируется социальная, культурная, историческая обусловленность процессов поиска и практической реализации личностью смысла индивидуальной жизни. Личность формирует смысл собственной жизни в условиях ценностного либерализма, который предполагает свободу утверждения или отрицания любых ценностей по отдельности и в любых сочетаниях. На наш взгляд, такой уклад аксиосферы в целом способствует продуктивному поиску и реализации смысла индивидуальной жизни, но, вместе с тем, может детерминировать специфические смысложизненные дилеммы и коллизии в развитии личности.
    Обосновывается влияние социокультурного контекста на механизмы и закономерности возникновения, протекания и преодоления различных видов смысложизненного кризиса в развитии личности.

    Подробнее

  • У меня проблема лишнего веса. Чем дальше, тем все тяжелее. Что делать?
    У меня проблема лишнего веса. Чем дальше, тем все тяжелее. Что делать? Вопрос психологу Психология и стресс

    У меня проблема лишнего веса, мне 22 года, лишнего веса 30 кг. Проблема заключается в том, что ночью я просыпаюсь 2 раза и иду есть, причем организм еды не просит, это в голове что-то срабатывает, причем не всегда осознанно. Утром могу не помнить что именно ела. А когда ночую где-то в гостях, то этой проблемы нет. Чем дальше, тем все тяжелее. Что делать?

    Подробнее

  • Оценка эмоционального состояния детей-сирот при различных условиях оздоровления
    Оценка эмоционального состояния детей-сирот при различных условиях оздоровления Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    В прессе и общественных кругах как в Республике Беларусь, так и за ее пределами длительное время дискутируется проблема эффективности оздоровления белорусских детей за рубежом. Существует несколько точек зрения по данному вопросу, что, в свою очередь, свидетельствует о неоднозначности, проблематичности рассматриваемой темы.

    Подробнее

  • Как пережить измену мужа?
    Как пережить измену мужа? Психологические статьи Психология отношений

    Подробнее

  • Как помочь себе справиться после катастрофы?
    Как помочь себе справиться после катастрофы? Вопрос психологу Психология и стресс Психотерапия

    Здравствуйте. Я ехала в метро, во время взрыва находилась в первом вагоне. Шок был сильнейший. Как только вышла пошла скорей домой. Мне даже тяжело описать что со мной было. Мне было очень страшно. Этот страх сохранялся целую неделю. Со мной все время кто-то был. Меня не оставляли одну. Мне было страшно даже просто выйти на улицу. По жизни я очень эмоциональный чловек, но я вижу всю эту картину и не могу даже заплакать. И, в то же время, я чувствую, что я похоже всего этого еще не осознала. Я понимаю, что я просто стараюсь уйти от воспоминаний, но когда я вижу что-то что бы мне напомнило об этом ужасе, например, статью в газете, меня начинает аж трясти, и сразу же очень сильно болит голова, как в первые дни после взрыва. Я понимаю, если б я поплакала мне стало бы легче, но во мне как будто исчезли все эмоции. Чем больше проходит времени я понимаю что со мной что-то не то. Хотя я была очень чувствительным человеком. Я очень хорошо понимала и разделяла радость и печаль. Меня даже пугает мое теперешнее состояние. Подскажите пожалуйста что мне делать?

    Подробнее

  • Особенности наученной беспомощности у учащихся с различным уровнем успеваемости
    Особенности наученной беспомощности у учащихся с различным уровнем успеваемости Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал

    В статье представлены результаты сравнительного анализа феноменологии состояния наученной беспомощности, атрибутивного стиля и содержания мотивов учебной деятельности у школьников с различными уровнями успеваемости. Апробированы зарубежные и предложена авторская экспериментальная ситуация для фиксации проявлений наученной беспомощности. В итоге исследования выявлены факты, не соответствующие теоретической модели М. Селигмана, а именно – отсутствие корреляций проявлений беспомощности с атрибутивным стилем и с уровнем академических успехов учащихся.

    Подробнее

  • Как похудеть?
    Как похудеть? Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Семь врагов худеющих. Кто они?
    Похудение требует не только хорошего настроя и бережного отношения к себе, но и осознанности. Поэтому я хотела бы рассказать вам о семи врагах худеющих, которые коварно строят нам ловушки на пути к стройности, забирают нашу энергию и снижают нашу мотивацию.

    Подробнее

  • The mechanism of occurrence of aggression in the crisis situation: the affective-dynamic theory of adaptation
    The mechanism of occurrence of aggression in the crisis situation: the affective-dynamic theory of adaptation Психологические статьи Научные публикации

    At the heart of human behaviour is based on needs that directly motivate the individual to the activity aimed at achieving equilibrium with its environment, id est adaptation. A focus behavior to meet the needs, in turn, is determined by the dominant motive. In case of satisfaction of unmet needs are changing focus is human behavior, which is reflected in detail in the article.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси