Часто, обращаясь к психологу, люди хотят в себе что-то поменять: избавиться от одних качеств и приобрести другие.
Те качества, которые у вас есть – это определенный стереотип поведения. Это значит, что человек привык в определенных ситуациях вести себя, чувствовать, думать именно так, а не иначе. Иногда вы можете чувствовать и вести себя в одних и тех же ситуациях совершенно по-разному, но чаще всего срабатывает именно стереотип. Почему так происходит? Почему, например, кому-то легче находить недостатки в своей работе, а не достоинства? Или почему кто-то чаще обращает внимание на свои ограничения и совершенно не видит возможностей? Почему, даже когда мы умеем вести себя по-другому, все равно продолжаем по-старому? Здесь мы сталкиваемся с вторичной выгодой.
Вторичная выгода – это значимая для человека потребность, которая косвенно удовлетворяется данным поведением. Вторичная выгода иногда может находиться за пределами сознания и может противоречить позитивному намерению. Вторичная выгода появляется тогда, когда у человека нет варианта поведения, в котором эта вторичная выгода выступала бы в роли позитивного намерения. Выходом является обнаружение той потребности, которую удовлетворяет вторичная выгода, и поиск новых путей удовлетворения этой потребности.
Попробуем посмотреть на примере неуверенности в себе. Удивительное здесь то, что даже если вы очень хотите быть ярким(ой), уверенным(ой), красивым(ой), обращать на себя внимание и т.п., но до сих пор не стали таким(ой), то значит – вам выгодно быть тем, кем вы являетесь. Это не обвинение, и это не значит, что Вы виноваты. Это значит, что стоит поискать, почему неуверенность – это для вас зона комфорта. Зачем вам выгодно оставаться неуверенными? Какую потребность удовлетворяет ваше неуверенное поведение?
Потребности могут быть разные. Например, многие говорят о том, что оставаться неуверенным – это привычно, можно ничего нового не делать, и остается только жалеть себя. Вторичной выгодой могут быть: комфорт, привлечение внимания при помощи жалости, манипуляции, перекладывание ответственности на других («им же лучше знать»), желание быть принятым важными людьми, желание найти доказательства какой-то концепции (например, «все мужики – козлы», «все бабы – стервы», или «мир жесток», «меня все равно никто не полюбит»). Из этих примеров следует вывод: за вторичной выгодой стоит страх того, что все надежды могут закончится новой болью. Тогда уж лучше сидеть и не высовываться, так по крайней мере не больно.
А когда же жить? Ведь если всю жизнь прятаться, то это не жизнь, а существование! А боль говорит только о том, что это не удовлетворена потребность в любви, принятии, тепле и поддержке. Так как же ее можно удовлетворить? Правильно – искать тех людей, которые могут поддержать и обогреть. Тех, кто не будет обесценивать и рассказывать вам, чем вы еще не достаточно хороши. Тех, кто, наоборот, будет видеть в вас массу хорошего и говорить вам об этом.
Парадокс лишь в том, что порой нам легче принять свое ничтожество, чем свое величие…