Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Закон «Об оказании психологической помощи» в последней редакции

Закон «Об оказании психологической помощи»

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1 июля 2010 г. N 153-З

 

ОБ ОКАЗАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

 

Принят Палатой представителей 4 июня 2010 года

Одобрен Советом Республики 15 июня 2010 года

(в ред. Законов Республики Беларусь от 11.12.2020 N 94-З,

от 30.06.2022 N 184-З)

 

Настоящий Закон направлен на определение правовых и организационных основ оказания психологической помощи в целях обеспечения прав и законных интересов граждан при ее получении.

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

 

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

психологическая помощь - мероприятия, осуществляемые психологом и направленные на содействие гражданину в предупреждении, разрешении, преодолении психологических проблем, кризисных ситуаций и их последствий, сохранение психического здоровья, оптимизацию психологического развития, социальную адаптацию и реабилитацию, саморазвитие, самореализацию и повышение качества жизни гражданина;

психологическая проблема - переживание гражданином нарушений его жизнедеятельности и невозможность их самостоятельного преодоления, переживание сложностей в поддержании психического здоровья, оптимизации психологического развития, социальной адаптации и реабилитации, саморазвитии, самореализации;

кризисная ситуация - обстоятельства, приводящие к возникновению психологических проблем, с которыми гражданин не может справиться привычными для него способами;

кризисное вмешательство - безотлагательное оказание психологической помощи в кризисных ситуациях, а также для преодоления их последствий.

 

Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере оказания психологической помощи

Отношения в сфере оказания психологической помощи регулируются законодательством в сфере оказания психологической помощи, а также международными договорами Республики Беларусь.

Законодательство в сфере оказания психологической помощи основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Субъекты, осуществляющие деятельность по оказанию психологической помощи

 

Субъектами, осуществляющими деятельность по оказанию психологической помощи, являются организации и индивидуальные предприниматели.

 

Статья 4. Психолог. Требования, предъявляемые к психологу

 

Психолог - лицо, непосредственно оказывающее психологическую помощь и отвечающее требованиям, установленным настоящей статьей.

Психолог оказывает психологическую помощь в качестве индивидуального предпринимателя либо работника субъекта, осуществляющего деятельность по оказанию психологической помощи.

Психологом может быть лицо:

имеющее высшее образование по специальностям, по которым присваивается квалификация "Психолог" или квалификация "Психолог" является составной частью присваиваемой квалификации, и отвечающее установленным в соответствии с законодательством квалификационным требованиям, предъявляемым к психологам;

имеющее ученую степень доктора или кандидата психологических наук;

прошедшее переподготовку на уровне высшего образования по специальностям, предусмотренным установленными в соответствии с законодательством квалификационными требованиями, предъявляемыми к психологам.

Лицо, получившее соответствующее образование за пределами Республики Беларусь, имеет право на оказание психологической помощи при наличии выданного Министерством образования Республики Беларусь свидетельства о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь.

Не допускаются к непосредственному оказанию психологической помощи лица, указанные в частях третьей и четвертой настоящей статьи, которые:

совершили умышленное преступление, судимость за которое не снята или не погашена, если иное не установлено законодательными актами;

ранее выполняли воспитательные функции и были уволены за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением такой работы;

находятся под диспансерным наблюдением в соответствии с законодательством об оказании психиатрической помощи.

 

Статья 5. Виды психологической помощи

 

К видам психологической помощи относятся:

психологическое консультирование - мероприятия, направленные на содействие гражданину (группе граждан) в разрешении психологических проблем, в том числе в принятии решений относительно профессиональной и иной деятельности, межличностных отношений, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию, а также на преодоление последствий кризисных ситуаций;

психологическая коррекция - мероприятия, направленные на исправление (корректировку) особенностей личности гражданина и его поведения, которые приводят к психологическим проблемам;

психологическая профилактика - мероприятия, направленные на своевременное предупреждение возможных нарушений в развитии личности гражданина и межличностных отношений, содействие гражданину в сохранении и укреплении психического здоровья;

психологическое просвещение - мероприятия, направленные на распространение психологических знаний, повышение степени информированности граждан о психологии и возможностях психологической помощи и самопомощи в целях повышения уровня их психологической культуры и качества личной жизни.

Составной частью любого вида психологической помощи может являться психологическая диагностика, выражающаяся в оценке индивидуально-психологических свойств личности гражданина и направленная на выявление психологических проблем гражданина, уточнение их особенностей.

 

ГЛАВА 2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

 

Статья 6. Государственное регулирование в сфере оказания психологической помощи

Государственное регулирование в сфере оказания психологической помощи осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством здравоохранения, Министерством образования, Министерством по чрезвычайным ситуациям и иными государственными органами, в том числе местными исполнительными и распорядительными органами, в пределах их полномочий.

 

Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере оказания психологической помощи

 

Президент Республики Беларусь определяет государственную политику и осуществляет иное государственное регулирование в сфере оказания психологической помощи в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

 

Статья 8. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере оказания психологической помощи

 

Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение государственной политики в сфере оказания психологической помощи, координирует деятельность государственных органов в данной сфере, определяет в части, не урегулированной настоящим Законом и иными законодательными актами, порядок и условия оказания психологической помощи.

 

Статья 9. Полномочия Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства по чрезвычайным ситуациям и иных государственных органов, в том числе местных исполнительных и распорядительных органов, в сфере оказания психологической помощи

Министерство здравоохранения в сфере оказания психологической помощи в пределах своей компетенции:

реализует государственную политику в области здравоохранения;

вносит предложения о совершенствовании правового регулирования;

осуществляет методологическое руководство;

развивает международное сотрудничество;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Министерство образования в сфере оказания психологической помощи в пределах своей компетенции:

реализует государственную политику в сфере образования;

вносит предложения о совершенствовании правового регулирования;

осуществляет методологическое руководство, в том числе в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов;

развивает международное сотрудничество;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Министерство по чрезвычайным ситуациям в сфере оказания психологической помощи в пределах своей компетенции:

реализует государственную политику в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

оказывает психологическую помощь гражданам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

привлекает в установленном порядке психологов других государственных органов и организаций к оказанию психологической помощи гражданам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

координирует деятельность государственных органов и организаций при оказании психологической помощи гражданам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

определяет порядок оказания психологической помощи гражданам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Иные государственные органы, в том числе местные исполнительные и распорядительные органы, реализуют государственную политику в сфере оказания психологической помощи в пределах своих полномочий.

 

Статья 10. Межведомственный координационный совет по оказанию психологической помощи

 

В целях обеспечения координации деятельности государственных органов в сфере оказания психологической помощи Советом Министров Республики Беларусь создается Межведомственный координационный совет по оказанию психологической помощи.

Основными задачами Межведомственного координационного совета по оказанию психологической помощи являются:

координация деятельности государственных органов в целях выработки направлений сотрудничества по вопросам оказания психологической помощи;

осуществление общего методологического руководства в сфере оказания психологической помощи;

определение примерного перечня методов и методик оказания психологической помощи;

подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования отношений в сфере оказания психологической помощи.

Межведомственный координационный совет по оказанию психологической помощи является консультативным органом. Положение о Межведомственном координационном совете по оказанию психологической помощи и его персональный состав утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

 

Статья 11. Исключена.

 

ГЛАВА 3

ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

 

Статья 12. Методы и методики оказания психологической помощи

При оказании психологической помощи могут применяться методы и методики оказания психологической помощи:

рекомендуемые к применению государственными органами, реализующими государственную политику в сфере оказания психологической помощи. Такие методы и методики применяются в тех сферах (областях), в которых соответствующие государственные органы осуществляют регулирование и управление, в порядке и на условиях, ими определяемых;

включенные в примерный перечень, определенный Межведомственным координационным советом по оказанию психологической помощи;

иные научно обоснованные методы и методики оказания психологической помощи.

 

Статья 13. Цели оказания психологической помощи

Целями оказания психологической помощи являются:

предупреждение, разрешение, преодоление психологических проблем, кризисных ситуаций и их последствий;

сохранение психического здоровья, оптимизация психологического развития, социальная адаптация и реабилитация;

саморазвитие, самореализация, повышение качества жизни граждан.

 

Статья 14. Принципы оказания психологической помощи

 

Психологическая помощь оказывается на основе принципов:

законности;

уважения и соблюдения прав, законных интересов и свобод граждан;

добровольности получения психологической помощи;

доступности получения психологической помощи;

конфиденциальности;

научной обоснованности;

профессионализма.

 

Статья 15. Обеспечение конфиденциальности при оказании психологической помощи

 

Информация, полученная при оказании психологической помощи, а также факт обращения за оказанием психологической помощи являются профессиональной тайной, охраняемой настоящим Законом. Документация психолога об оказании гражданину психологической помощи применяется только для служебного пользования. Выписка из документации психолога об оказании гражданину психологической помощи предоставляется по письменному запросу этого гражданина или его законного представителя, за исключением случаев оказания психологической помощи анонимно.

Сведения, составляющие профессиональную тайну, могут быть сообщены психологом третьим лицам только с согласия гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи, или его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей, четвертой и шестой настоящей статьи.

Предоставление сведений, указанных в части первой настоящей статьи, без согласия гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи, или его законного представителя допускается по письменным запросам:

органов, ведущих уголовный процесс, в связи с проведением предварительного расследования или судебным разбирательством;

руководителей органов или учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляющих применение меры пресечения в виде содержания под стражей, лечебно-трудовых профилакториев для обеспечения личной безопасности и ресоциализации граждан;

руководителей государственных организаций здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь, для оказания такой помощи;

руководителей учреждений образования в целях улучшения условий организации обучения и воспитания обучающихся этих учреждений;

научных работников в связи с проведением ими научных исследований или специалистов, занимающихся педагогической деятельностью в области психологии, психотерапии, психиатрии, сексологии, в связи с осуществлением ими педагогической деятельности - в форме, исключающей наличие сведений личного характера, позволяющих идентифицировать конкретного гражданина;

в иных случаях, установленных законодательными актами.

Психологи обязаны сообщать в правоохранительные органы информацию, составляющую профессиональную тайну, если она содержит сведения о совершенном особо тяжком преступлении либо о готовящемся тяжком, особо тяжком преступлении.

Психологи обязаны информировать законных представителей несовершеннолетних (за исключением случаев оказания психологической помощи анонимно) и лиц, признанных недееспособными, о психологических проблемах несовершеннолетних и лиц, признанных недееспособными, при которых существует вероятность совершения ими суицидальных действий. Предоставление такой информации не является разглашением профессиональной тайны.

Психологи обязаны предоставлять в соответствующие государственные органы, иные государственные организации информацию, составляющую профессиональную тайну, без согласия гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи, или его законного представителя и без письменного запроса:

при осуществлении деятельности по признанию несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите;

при проведении индивидуальной профилактической работы, комплексной реабилитации в соответствии с законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

в иных случаях, установленных законодательными актами.

Обязанность сохранять профессиональную тайну наравне с психологами распространяется также на лиц, которым она стала известна в соответствии с настоящим Законом.

 

Статья 16. Формы и способы оказания психологической помощи

 

Оказание психологической помощи может осуществляться в очной и заочной формах.

Очная форма оказания психологической помощи - оказание психологической помощи без использования средств электросвязи.

Заочная форма оказания психологической помощи - оказание психологической помощи с использованием средств электросвязи.

Оказание психологической помощи гражданину осуществляется индивидуально или в составе группы.

Оказание психологической помощи гражданину (группе граждан) для преодоления последствий кризисных ситуаций может осуществляться путем кризисного вмешательства.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Инструкция о порядке социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.09.2022 N 328.

Статья 17. Порядок оказания психологической помощи

 

Психологическая помощь оказывается на безвозмездной или возмездной основе.

Оказание психологической помощи на безвозмездной основе обязаны обеспечивать:

государственные учреждения здравоохранения гражданам по месту их жительства (месту пребывания) либо пациентам - при оказании бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения;

учреждения образования участникам образовательного процесса;

государственные организации, осуществляющие предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел несовершеннолетним, содержащимся под стражей;

лечебно-трудовые профилактории гражданам, находящимся в лечебно-трудовых профилакториях;

учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел осужденным, отбывающим наказание в таких учреждениях;

структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, либо органы, организации, уполномоченные органом опеки и попечительства, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и законным представителям таких детей, усыновленным (удочеренным) несовершеннолетним по обращениям усыновителей (удочерителей), законным представителям несовершеннолетних, содержащихся под стражей, кандидатам в опекуны и попечители, опекунам и попечителям, приемным родителям, родителям-воспитателям;

государственные учреждения социального обслуживания малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам - на основании государственных минимальных социальных стандартов в области социального обслуживания;

местные исполнительные и распорядительные органы лицам, пострадавшим в результате акта терроризма, иного тяжкого или особо тяжкого преступления;

государственные органы, иные государственные организации при осуществлении ими деятельности по оказанию психологической помощи для выполнения целей и задач, возложенных на них законодательством.

Психологическая помощь исключительно на безвозмездной основе оказывается:

организациями своим работникам;

несовершеннолетним в случаях, предусмотренных частью второй статьи 18 настоящего Закона.

Психологическая помощь на возмездной основе может оказываться организациями и индивидуальными предпринимателями, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи.

Оказание психологической помощи на возмездной основе осуществляется на основании письменных договоров об оказании психологической помощи, за исключением психологической помощи, оказываемой анонимно. К договору об оказании психологической помощи применяются правила, установленные законодательством для договора возмездного оказания услуг.

Психологическая помощь может оказываться анонимно на возмездной или безвозмездной основе. Анонимно психологическая помощь оказывается по желанию гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи. На гражданина, обратившегося за оказанием психологической помощи анонимно, оформляется документ, в котором указываются названные гражданином фамилия, возраст и место жительства (место пребывания), без предъявления документа, удостоверяющего личность. Документами, подтверждающими факт оплаты услуг при оказании психологической помощи анонимно на возмездной основе, являются кассовый чек или иной документ, предусмотренный законодательством.

Статья 18. Условия оказания психологической помощи

 

Психологическая помощь гражданину оказывается с его согласия, а несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет - также с согласия одного из законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Лицам, признанным недееспособными, психологическая помощь оказывается с согласия и в присутствии их законных представителей.

При оказании психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет согласия законных представителей не требуется:

при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;

при осуществлении деятельности по признанию, а также в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите;

при проведении индивидуальной профилактической работы, комплексной реабилитации в соответствии с законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

при оказании психологической помощи в виде психологического просвещения и психологической профилактики в учреждениях образования и организациях здравоохранения;

несовершеннолетним, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

несовершеннолетним, находящимся в специальных лечебно-воспитательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях;

при обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно.

 

ГЛАВА 4

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПРИ ОКАЗАНИИ ИМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПСИХОЛОГОВ

 

Статья 19. Права и обязанности граждан при оказании им психологической помощи

 

Граждане при оказании им психологической помощи имеют право на:

уважительное и гуманное отношение;

получение психологической помощи независимо от пола, расы, национальности, имущественного положения, религиозных убеждений и других обстоятельств;

выбор психолога, формы и способа оказания психологической помощи;

сохранение профессиональной тайны с учетом требований настоящего Закона;

отказ на любой стадии от оказания психологической помощи, а также от фото-, видео-, аудиозаписей при оказании психологической помощи;

получение выписок из документации психолога об оказании им психологической помощи, за исключением случаев оказания психологической помощи анонимно;

получение от психолога в доступной для понимания форме информации о своих психологических проблемах;

возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью вследствие оказания психологической помощи, в том числе компенсацию морального вреда, в порядке, установленном законодательством;

иные права, предусмотренные законодательством.

Граждане при оказании им психологической помощи обязаны выполнять рекомендации психолога, сотрудничать с ним.

 

Статья 20. Права и обязанности психологов

Психологи имеют право на:

защиту своих профессиональных прав;

объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения;

отказ в оказании психологической помощи в случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи;

отказ от фотосъемки, видео-, звукозаписи при оказании психологической помощи;

иные права, предусмотренные законодательством.

Психолог может отказать в оказании психологической помощи в случае, если:

обращение гражданина за оказанием психологической помощи не обусловлено наличием у него психологических проблем и (или) необходимостью преодоления последствий кризисных ситуаций;

обоснованно считает, что в конкретном случае он не способен компетентно оказать психологическую помощь;

за оказанием психологической помощи обратился гражданин, который связан с психологом отношениями брака, близкого родства, свойства или которого психолог обоснованно считает близким;

гражданин, которому оказывается психологическая помощь, не соблюдает рекомендации психолога.

Психологи обязаны:

квалифицированно выполнять свои должностные обязанности;

не допускать негуманных и дискриминационных действий при оказании психологической помощи;

уважать и соблюдать права, свободы и законные интересы граждан при оказании им психологической помощи;

сохранять профессиональную тайну с учетом требований настоящего Закона;

соблюдать нормы профессиональной этики;

разъяснять гражданину в доступной для понимания форме информацию о его психологических проблемах, а также возможные последствия отказа от оказания психологической помощи;

выполнять иные обязанности, возложенные на них актами законодательства.

 

ГЛАВА 5

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 21 вступила в силу со дня официального опубликования (статья 22 данного документа).

Статья 21. Меры по реализации положений настоящего Закона

 

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Местным исполнительным и распорядительным органам в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом и принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

 

Статья 22 вступила в силу со дня официального опубликования.

Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 21, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.

 

Президент Республики Беларусь                                   А.Лукашенко

  • Марина Смирнова, психолог (Минск)
    Марина Смирнова, психолог (Минск)
    • Личностный рост, саморазвитие, позитивное мышление  ||
    • Отношения. Общение и коммуникативные проблемы  ||
    • Эмоциональные нарушения. Страхи, фобии. Депрессия и др.  
    • Арт-терапия  ||
    • Гештальттерапия, гештальт-подход  ||
    • Трансактный анализ (Эрик Берн)  
    Психологические статьи

    Отвечает на вопросы на портале

    г. Минск, Беларусь
    Личный кабинет психолога
Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Как правильно себя вести когда маленький ребенок начинает капризничать?
    Как правильно себя вести когда маленький ребенок начинает капризничать? Вопрос психологу Детская психология Психология детей и подростков

    Как правильно себя вести когда маленький ребенок начинает капризничать, криком и плачем пытается добиться своего, начинает падать на пол и орать, бить маму? Как правильно вести себя в такой ситуации.

    Подробнее

  • Молодой человек говорит ужасные и обидные вещи. Подскажите, пожалуйста, что делать и как быть?
    Молодой человек говорит ужасные и обидные вещи. Подскажите, пожалуйста, что делать и как быть? Вопрос психологу Психология отношений Семейная психология||Психотерапия

    Добрый день. У меня пропало желание жить и что-либо делать. Я не думаю о суициде, просто потеряла всякий смысл двигаться дальше. На каждое действие сама себя спрашиваю, а зачем, а какой в этом смысл. Первый раз столкнулась с этим после окончания университета, стояла в гипермаркете и думала: вот и все, и что теперь дом-работа-дом-работа и ради этого я училась и взрослела, грустно. После университета работала программистом по специальности 2 года и возненавидела эту профессию, но мне действительно нравилось учиться, я была лучшая на курсе. Вот уже почти год сижу дома, устраивалась на 2 месяца и снова уволилась. Проводя время на нелюбимой работе я пришла к выводу, что это не моя стезя и в жизни нужно заниматься любимым делом. Но что это? Люблю вязать, попробовала заниматься вязанием на заказ и мне тут же стало плохо, я побыстрее закончила, чтоб не убить к этому свой интерес. В этом году снова поступила в университет на вечернее отделение по иностранному языку. Заниматься нравится, точнее когда есть возможность хоть чуточку себя проявить. На экзамене преподаватель сказала, что я лучше всех отвечала и мне так приятно было, меня заметили, вспомнила первое образование. Последнее время ощущение такое, что все что со мной было раньше, что этого будто нет, я никто, и меня нет. В фирме, что работала после универа, я сама знаю, что попусту просиживала задницу, но не знала что делать вместо этого. Однажды директору это надоело и он вызвал меня и мягко сказать отчитал, мол сидишь там как серая мышка, я в твои годы огого. Да я не против только как, чем? Я всецело принимаю мысль, что мы сами ответственны за свою жизнь и то что в ней происходит, никого не виню в этом, стараюсь. Я себя люблю и уважаю, знаю, что на многое способна, но кажется сбилась с пути, помогите...

    Подробнее

  • Арт-терапия: глиняное чудо
    Арт-терапия: глиняное чудо Психологические статьи Психотерапия Психотерапия

    Арт-терапия (терапия искусством) — одно из самых многогранных направлений психотерапии. Искусство является питательной почвой для арт-терапевтического процесса, а источниками самовыражения служат материалы природного происхождения. Как психолог, в своей работе я очень люблю применять глину.

    Подробнее

  • Гендерные различия в эмоциональных переживаниях супружеских отношений в семьях с различной степенью психологического насилия
    Гендерные различия в эмоциональных переживаниях супружеских отношений в семьях с различной степенью психологического насилия Психологические статьи Психология семьи Семейная психология

    В статье обсуждается проблема супружеских отношений в семье. Излагаются результаты эмпирического исследования эмоциональных состояний супругов, подвергающихся и неподвергающихся психологическому насилию. Показано, что как мужья, так и жены, подвергающиеся психологическому насилию, испытывают большую интенсивность переживаний негативного характера, чем позитивного, в сравнении с супругами, не подвергающимися психологическому насилию.

    Подробнее

  • Детская агрессия
    Детская агрессия Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Ребенок не становится агрессивным неожиданно. Агрессивная реакция по своей сути — это реакция борьбы за выживание, попытке ребёнка изменить положение вещей... Поскольку причиной детской агрессии являются лишения и ограничения, то крайне редко удаётся полностью освободить ребёнка от его агрессивности.

    Подробнее

  • О Трансерфинге
    О Трансерфинге Психологические статьи

    Никакие процессы в жизни людей не являются оторванными от процессов на планете Земля. В определенное время для начала эволюционных изменений человечеству даются идеи, воплощая которые в практику люди приобретают новые навыки, возможности, умения и степени свободы. Последние 300 лет доминирующим взглядом является научный, что дало колоссальные преимущества с точки зрения удобной и комфортной жизни – электричество, телефон, транспорт, и ваш слуга Интернет, где вы читаете эту информацию. Но это существенно сместило акцент с внутренней жизни человека и его познания тонких сторон своего существа на внешние достижения и проявления. Со всей очевидностью мы понимаем, что сейчас наступает время баланса, когда внешнее и внутреннее должно прийти в равновесие в человеке и дать ему новые возможности индивидуальной эволюции. За последние 10 лет люди стали получать множество идей, направляющих их внимание на внутренний духовных рост и построение гармоничных отношений. Трансерфинг реальности – современная концепция равновесной жизни человека в достижении своих внешних целей без ущерба для внутреннего мира.

    Подробнее

  • Я нахожусь в постоянном конфликте с самой собой, имею склонность к депрессивным состояниям, очень ранима, стрессонеустойчива
    Я нахожусь в постоянном конфликте с самой собой, имею склонность к депрессивным состояниям, очень ранима, стрессонеустойчива Вопрос психологу Психология жизни Психотерапия

    Здравствуйте!
    Мне сложно описать мою проблему (думаю, в этом я не оригинальна).
    Мне 18 лет, я студентка. По гороскопу я Рыбы, поэтому я нахожусь в постоянном конфликте с самой собой, имею склонность к депрессивным состояниям, очень ранима, стрессонеустойчива и т.п.
    Наверно, моя главная проблема в том, что я влюблена в иллюзии. Я убежденная идеалистка. Я постоянно наталкиваюсь на несовершенство мира. Я понимаю, что жизнь такова, и я люблю ее, несмотря на мое частое отвращение к бытовой грязи. Я умею находить радости вокруг, маленькие поводы, которые позволяют улыбаться.
    Но это не удерживает меня от периодического погружения в угнетенные состояния.
    Мне кажется, что мне нет места в этом мире. Я чувствую себя аппендиксом. Костью в горле.

    Подробнее

  • Встречалась с парнем 5 лет. Не могу понять чего хочу. Помогите разобраться в себе
    Встречалась с парнем 5 лет. Не могу понять чего хочу. Помогите разобраться в себе Вопрос психологу Психология отношений

    Здравствуйте! Встречалась с парнем 5 лет (с 18-ти). Он меня старше на 7 лет. Жили вместе 2 года... Я его ревновала... сейчас понимаю, что он склонен к флирту на стороне, а я склонна к ревности. Все время его контролировала и проверяла. Он переписывался с девушками, слега в них влюблялся, но до секса дело не доходило. Одновременно он все время сох по той, что была до меня, а она уже вышла замуж и давно про него забыла.

    Подробнее

  • Видеозапись снов стала возможной
    Видеозапись снов стала возможной Психологические статьи Психология жизни

    Японские исследователи впервые в мире смогли зафиксировать и воспроизвести на экране зрительные образы из мозга человека, что в перспективе открывает путь к видеозаписи снов и визуальных фантазий.

    Подробнее

  • Как демография и возраст влияют на желание мужчины создать семью?
    Как демография и возраст влияют на желание мужчины создать семью? Психологические статьи Психология семьи

    Демография и семейные отношения. Как баланс между количеством женщин и мужчин и их возраст сказывается на количество браков.
    В тех городах, где количество молодых женщин превышает число молодых мужчин, отмечается рост отношений полов, но не увеличение числа браков. Это связано с тем, что молодые мужчины чувствуют себя менее обязанными становиться семьянином. Из-за нехватки представителей сильного пола сразу несколько женщин могут конкурировать за внимание мужчины.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси